MANGISTAU DIARY: ДЕНЬ 7

Босжира — Жанаозен 

Пробег: 145 км

Утро выдалось тяжким.

Хотя проснулась я от холода, стоило только высунуть нос из палатки, как температура внутри показалась вполне себе комфортной — ну, в сравнении. Ветер если и утих, то совсем немного. С другой стороны, в метре от нас посреди всего этого буйства стихий стояла — и отчаянно манила сидениями с подогревом — спасительная L200. Удержаться было невозможно. Думаю, в тот раз я установила рекорд по перемещению из палатки в машину — в один изящный прыжок. Никогда не подозревала в себе стремительности гепарда, но суровые климатические условия выявляют в нас скрытые таланты.

Термометр показал минус 5°C, часы — 8 утра. С востока выступ, на котором мы расположились, был закрыт чинком — это местное название высокого обрыва, — поэтому лучи восходящего солнца не спешили обогреть наш лагерь. Да кому они нужны, эти фотки, вон, весь интернет уже в них, — малодушно договаривалась я с совестью. Не договорилась. Пришлось сцепить зубы и выскочить наружу — знакомиться с Босжирой.

Рассвет над урочищем

 

Солнце поднялось выше, и картинка поменялась. Дневная Босжира — это два цвета: белый и светло-коричневый.

 

Аккурат за машиной — склон, по которому мы спустились ночью. На фото, возможно, этого не видно, но он достаточно крут, а главное — покрыт мелкими осыпающимися камешками. Справа и слева — обрывы.

 

Примерно такие

Эти просторы — залив древнего, уже давно пересохшего моря. Сколько лет понадобилось воде, чтобы обточить останцы, превратив их в некое подобие замков из соли и глины? Миллионы. Куда утекла та вода?.. Сильные порывы ветра подталкивали к краю обрыва и дергали за руки, так что на телефон ничего толкового снять не удалось. А вот на Nikon кое-что получилось. Хотя всей грандиозности расстилавшихся перед нами выжженных пейзажей эти кадры, увы, не передают.

Прежде чем вновь спуститься на морское дно, чтобы исследовать Босжиру снизу, мы решили проехаться вдоль края чинка. Ни одной живой души в процессе замечено не было. Разве что редкие верблюжьи следы говорили о том, что корабли пустыни иногда забредают в эти края. Слегка забегая вперед: внизу мы пару раз встречали невероятно прыгучих лисиц с пушистыми хвостами. Лисы да длинноногий жук-чернотелка — вот и вся здешняя живность, показавшаяся нам на глаза.

 

* * *

Лирическое отступление. Я ведь забыла рассказать про главный эпик фейл планирования — тот самый, о котором упоминала в первом посте, посвященном этому путешествию. Дело в том, что накануне ночью мы все-таки задались целью отыскать на карте пещеру Балаюк и впадину Карынжарык. Ведь именно ради последней мы кучу времени потеряли на получение пропусков. В отсутствие интернета опирались лишь на тот факт, что обе точки находятся где-то рядом с границей. Предположительно, Узбекистана.

Спустя полчаса мы их действительно нашли. Вернее, нашли только пещеру, но этого хватило — стало совершенно очевидно, что ни при каком раскладе мы к ней на следующий день не попадем. То есть, учитывая наш график, вообще не попадем, поскольку при самом удачном стечении обстоятельств этот проект, с учетом обратной дороги, занял бы не менее двух дней. Шутка ли — почти 150 км по непредсказуемой в плане проходимости степи. К тому же абсолютно безлюдной, то есть отправляться в путь следует в режиме полной автономности. А у нас, напомню, всего одна запасная канистра с топливом…

И да, ближайшая граница оказалась туркменской.

Печальные итоги: зря потраченное время на получение пропусков, зря потраченные деньги на них же. Ну, лично для себя я выводы сделала, так что спишем на наработку опыта.

* * *

Затем начались долгие и упорные поиски дороги, ведущей к этим же чинкам, но снизу. Мы сто раз сворачивали не туда, выбирая пыльные грунтовки наугад, и каждый раз об этом… не жалели. Поскольку находили пусть и не то, что искали, но тоже кое-что.

Накануне вечером эта дорога подняла нас со дна морского на вершину чинка. Теперь мы по ней же спускались вниз.

 

Где-то за этими грядами — дороги, что приведут нас к останцам под неофициальным названием «Клыки Босжиры» и по совместительству — ее сердцу.

Повторюсь еще раз, что нам очень повезло с погодой. К концу поездки казахское небо уже начинало хмуриться, ветра становились все холоднее, но солнца и тепла хватило на все наше путешествие. Едва-едва, но хватило. Да и с временем года, судя по отчетам «майских» туристов, мы угадали: если они изнывали от жары и молились на кондиционер, мы в свое удовольствие сидели днем под открытым небом и гоняли чаи. И если летом и представить нельзя вольготную прогулку по Босжире пешочком, то нас останавливала только нехватка времени. Словом, середина — вторая половина сентября для путешествия по Мангистау — самое оно. Вот только места для ночевок надо выбирать безветренные :)

Одна из «не тех» дорожек оборвалась у впечатляющего ущелья. Радикальное место для обучения скалолазанию: либо научишься, либо…

Другая колея вывела вот к такой инсталляции. Что означает — непонятно. Вроде бы казахи в основном исповедуют ислам и христианство, однако ж соорудил кто-то идола посреди урочища, и старательно, не шутки ради. Вид у истукана не особо дружелюбный, но мы на всякий случай тоже оставили монетку — как бы там ни было, Босжира однозначно стоит того, чтобы сюда вернуться.

Затем мы взобрались на длинную гряду, и когда проехали ее практически всю, выяснилось, что это был путь в никуда. Опять ошибка. Зато поснимали виды.

Наконец правильная дорога была найдена. И это когда я уже почти смирилась с мыслью, что мы покинем это место, так и не увидев «клыки Босжиры» вблизи. Дело в том, что время на поиски почти вышло — обратный путь в Москву был расписан чуть ли не по часам, и уже к ночи мы должны были вернуться в Жанаозен. Поэтому, когда два «зуба» замаячили вдали, я чуть не бросила руль от радости — успели до заката!

Раньше, много тысяч лет назад, меловые останцы были отвесными и более высокими. Вода и ветер потихоньку делали свое дело, смывая и осыпая их верхушку, и в результате вокруг «клыков» сформировались пологие склоны. Еще одна причина, почему сюда жизненно необходимо вернуться: не успели слазить наверх!

Решив устроить здесь фотосессию в закатном свете, поспешили дальше. Убедились, что внизу мест для комфортной ночевки — полно. Но мы ж герои, мы не ищем легких путей — только продуваемые все ветрами утесы, только хардкор…

Вернувшись обратно к «клыкам», быстренько подкрепились горячей овсянкой и чаем и приготовились к фотосъемке. Долго ждать не пришлось. Закатное солнце покрыло останцы мягкой позолотой, степь, которая в жестком дневном свете казалась абсолютно плоской, проявила некий рельеф, а чинки вдали превратились в какое-то волшебное королевство-мираж. Ускользающая красота.

Сытая и утепленная путешественница ждет заката

 

Уезжали мы уже в сумерках. К этому моменту было накоплено столько впечатлений, пережито столько эмоций, что пришла пора отпустить, расслабиться и немножко забыться. Поэтому не помню, как возвращались в Жанаозен — просто ночь, трасса, степные огни. Не помню, где ночевали — просто какой-то отель. Да и последующие три дня обратного пути, в этот раз — через Уральск, слились в памяти в одно бесконечное движение вперед с перерывом на пересечь границу и поспать в Саратове. Впрочем, дорога от Уральска и до границы заслуживает того, чтобы сказать о ней пару слов. И слова эти будут такими: не суйтесь. Пока трассу не достроили (или не отремонтировали — в ночи не разобралась, чем там они занимаются), лучше пользоваться пограничным переходом в Котяевке и, соответственно, ехать через Астрахань. Но помните, что там все тоже довольно плохо (см. «День второй»)!

Итак, путешествие закончилось. Накладки были, но, по сути, ерундовые, а в целом нам как обычно везло. Следующий пост будет сводным — всяческая полезная информация на основе нашего удачного и неудачного опыта. Спасибо всем, кто это осилил :)

comments powered by HyperComments