MANGISTAU DIARY: ДЕНЬ 4

Бейнеу — Тузбаир — Шетпе — ночевка у Шеркалы

Пробег: 345 км

Утром пришлось решать неожиданную проблему с топливом, которая впоследствии возникала еще не раз. Проблема заключалась в том, что его попросту невозможно было купить: дизель продавали только юрлицам по талонам. Андрей связал сие явление с порой сельхозработ — мол, принято так, обычная практика. Но обычная-то обычная, а с пустым баком далеко не уедешь. По наводке нашли безымянную АЗС, где заправиться все-таки удалось, причем, как мы вскоре убедились, топливом вполне приемлемого качества. Уцелевшую канистру на всякий случай тоже наполнили.

Цель на сегодня была — до темноты приехать на побережье и встать лагерем в каком-нибудь уютном месте, а по пути заскочить в три-четыре интересные точки. Путь неблизкий — 440 километров — зато трасса идеальна: гладкая, прямая, пустынная… Ну и скучноватая, не без этого.

И вот перед нами тот самый перевал Манаты, за которым однообразные степные ландшафты сменяются невысокими горами. Откровенно говоря, к тому моменту он уже потерял для меня статус «точки отсчета» — слишком много ярких впечатлений было пережито в предыдущие дни, чтобы воспринимать их всего лишь как прелюдию к «настоящим приключениям». И все же было радостно, что мы наконец здесь. Ремонт дороги на перевале еще не закончился — остался совсем коротенький, в несколько сотен метров, отрезок гравийки.

После него — вновь идеальное покрытие. А ведь еще пару лет назад трехсоткилометровый участок трассы от Бейнеу до Шетпе наводил ужас на автомобилистов. Сколько шин тут было порвано, сколько подвесок раздолбано — не сосчитать. Может, оно и к лучшему, что наша поездка состоялась вот только сейчас? Меньше преодоления, больше комфорта и скорости.

Сразу после перевала и немного в стороне приложение Maps.me обещало несколько видовых точек недалеко друг от друга. Уже потом выяснилось, что центром, вокруг которого они группировались, был сор (разновидность солончака) Тузбаир. А тогда никакой дополнительной информации у меня не было — только безымянные отметки на карте. И вновь без особых надежд и даже с некоторой готовностью к разочарованию мы спрыгнули на грунтовку. Спрыгнули практически в буквальном смысле — спуск был, мягко говоря, крутоват.

Повторялась история с Аккергешеном: цель неясна, время поджимает, а ухабистая колея не позволяет как следует разогнаться. Подпрыгивая на кочках, Андрей выражал беспокойство о судьбе купленной на рынке в Бейнеу дыни, я же больше интересовалась самочувствием арбуза. Оба были вроде бы надежно пристроены на заднем сиденье, но воспоминание о фруктово-овощном пюре, размазанном по остаткам ящика, еще жило в наших сердцах.

И вот уже карта сообщает, что до указанной точки 100 метров, а вокруг — по-прежнему невысокие горы да выжженная степь. И ради этого мы тряслись 8 километров? С перевала насмотрелись видов и получше! Внезапно грунтовка резко поползла вверх по ложбинке между холмов, настолько узкой, что правое колесо цеплялось за один склон, а левое — за другой. И лишь когда колея внезапно исчезла, ознаменовав конец пути, награда нашла своих героев.

Нам открылся совершенно инопланетный ландшафт: глиняные горы с вкраплениями сверкающего на солнце кварца, белеющий вдали сор Тузбаир и русла древних рек. От передоза красотой хотелось бессмысленно бегать туда-сюда, орать от восторга и запечатлевать на камеру каждый метр. Собственно, этим мы некоторое время и занимались.

Но времени было мало, катастрофически мало — еще ведь надо добраться до побережья. Пришлось расстаться с этим местом неземной красоты и отправиться к следующей точке, обещавшей вид непосредственно на Тузбаир. По пути устроили L200 небольшую фотосессию в низине.

Вторая видовая точка оказалась и прямь роскошной. Пять-десять миллионов лет назад здесь перекатывались волны древнего океана Тетис, бурлила неведомая жизнь. И даже сейчас, разгуливая по кромке над обрывом, ощущаешь себя песчинкой посреди всего такого внушительного — сбивающих с ног ветров, отвесных скал, безжизненного солончака где-то далеко внизу.

В целях экономии времени решили не забираться на скалу напротив, куда тоже вела грунтовка, а вернуться на трассу и продолжить путь. Но не успели сесть в машину, как услышали пронзительный свист из заднего правого колеса — прокололи. Сдувалось оно стремительно, так что надежда дотянуть до асфальта быстро рухнула. Пришлось устроить мобильный шиномонтаж в степи. Пока Андрей устанавливал запаску, я всматривалась в скалы, оставшиеся позади. Казалось, что, уставшие от одиночества, они просто не хотят нас отпускать.

Мне тоже не хотелось с ними расставаться. В более щадящем графике на окрестности Тузбаира стоило бы выделить не меньше полного дня. Но впереди еще так много интересных точек… С разгону выскочив на трассу, мы на всех парах бросились к ближайшему очагу цивилизации по маршруту — деревушке Шетпе.

Дорога для автомобилей? Не слышали.

Шиномонтаж нашли достаточно быстро, однако подзадержаться там пришлось основательно. Из сюрпризов: ремонт шины в переводе на наши деньги стоит 150 рублей, зато снятие/установка колеса — силами самого клиента. Тем временем солнце клонилось к закату, горы заливал мягкий золотистый свет, и становилось очевидно, что до темноты попасть на побережье можно только посредством телепортации. Окей, гугл, где тут поблизости красивые места для палаточной ночевки? А вот же рядом скала Шеркала! Согласно Maps.me, от Шетпе до нее всего 22 километра, последние 8 из которых — степная грунтовка. Если поторопиться, успеем еще до того, как окончательно стемнеет.

Подъезжая к Шеркале

В этот раз, пожалуй, малая осведомленность сыграла нам на руку. Вычитай мы в чужих отчетах, что место весьма популярно у джиперов — как залетных, так и аборигенов, — вряд ли сунулись бы туда в субботу. И прогадали бы. Одна единственная машина, уже ближе к ночи направившаяся было к нашему лагерю, сразу дала задний ход, стоило нам обозначить себя фонарями.

И хотя мы были слегка недовольны тем фактом, что несколько отстаем от графика, как можно роптать на судьбу под звездным небом Мангистау? Открыли бутылку красного из астраханской «Ленты», сварганили на скорую руку ужин, пересчитали созвездия и легли спать. На следующий день в планах было во что бы то ни стало добраться до Каспия и провести там целый день. Что — забегая вперед — нам действительно удалось, но совершенно не так, как мы себе это представляли.

Продолжение следует…

comments powered by HyperComments